Особенности направления иностранных граждан в командировки
Статью подготовил Уколов Дмитрий, юрист Конфиденс Групп, 29.03.2016
Региональное направление развития бизнеса организаций предполагает постоянное перемещение их сотрудников по территории РФ. У работодателя, направляющего в командировку работника, являющегося гражданином РФ, возникает значительно меньше сложных вопросов, нежели при направлении на работу иностранного гражданина в другой регион РФ.
Как известно из закона 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (Далее – Закон), разрешение на работу дает право работать только в том субъекте РФ, в котором оно выдано. Но в случае его командировки в соседний регион за иностранным гражданином, естественно, сохраняется статус работника компании. Как же в таком случае поступить работодателю? Как направить иностранного работника в командировку без нарушения законодательства РФ? Есть ли исключения для иностранных работников при передвижении по стране? И какие последствия могут быть при нарушении данного вопроса? Давайте разберемся по порядку.
К сожалению, в Законе не прописан порядок направления иностранных работников в командировки, за исключением следующей информации:
- иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании разрешительных документов, за исключением военных и других городов и приграничных территорий, на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение (статья 11 Закона);
- временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу;
- работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами-(пункт 4.2 статьи 13 Закона). Вот именно эти исключения, на которые ссылается пункт 4.2 статьи 13 Закона, мы с вами и рассмотрим.
Всех иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ по направлению работодателя, на территории которого им выданы разрешение на работу или патент, можно разделить на 2 типа.
К 1-му типу относятся иностранные граждане, которые на основании Закона могут осуществлять трудовую деятельность на территории РФ без разрешительных документов. К ним относится достаточно большой перечень категорий иностранных граждан, основными из которых являются следующие:
- постоянно проживающие на территории РФ (ВНЖ);
- граждане стран участников ЕАЭС;
- аккредитованные работники представительств иностранных юридических лиц, дипломаты и члены их семей, журналисты и т.д.
Иностранных граждан, относящихся к 1-му типу, работодатель может направлять в командировку в другой субъект РФ без учета каких-либо законодательных исключений, кроме направления иностранных граждан в служебные командировки в закрытые военные и другие города и приграничные территории.
Ко 2-му типу относятся иностранные граждане, которые на основании Закона обязаны получать разрешительные документы для осуществления трудовой деятельности на территории РФ.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.07.2010 № 564н были установлены «Случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающим (проживающим) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешение на временное проживание)». В соответствии с данным приказом, направление работодателем иностранного сотрудника в другой субъект РФ для осуществления трудовой деятельности, отличный от субъекта, выданного разрешения на работу, должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями:
- Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае выполнения ими работ по профессиям и должностям, указанным в Приказе, среди них как рядовые работники, такие как машинисты, асфальтобетонщики, артисты, так и руководители высшего руководящего звена. С полным перечнем профессий можно ознакомиться в данном Приказе, при этом:
- общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
- общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
- иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание, в случае выполнения ими работ по профессиям и должностям, указанным в Приказе, среди них как рядовые работники, такие как машинисты, асфальтобетонщики, артисты, так и руководители высшего руководящего звена. С полным перечнем профессий можно ознакомиться в данном Приказе, при этом:
- общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев при направлении в служебную командировку;
- общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
- Иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае, если они являются высококвалифицированными специалистами, при этом:
- непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) РФ, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не может превышать 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
- общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) РФ, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
В завершении рассмотрения ситуации, связанной с направлением иностранного работника в командировку, еще раз отметим:
- профессия или должность временно пребывающего (проживающего) иностранного работника в разрешении на работу, трудовом договоре, а также во всех командировочных документах была указана абсолютно одинаково;
- указанная профессия (должность) должна содержаться в Приказе № 564н;
- разъездной характер работы должен быть прописан в трудовом договоре с иностранным работником.
В случае, если иностранный работник не является высококвалифицированным специалистом, а профессия (должность) иностранного работника, указанная в его разрешении на работу и трудовом договоре, не содержится в упомянутом выше Приказе, направление иностранного работника в командировку является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом. Санкция данной статьи предусматривает весьма серьезное наказание в виде штрафа до 800 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности организации до 90 суток.
Важно подчеркнуть, что по данной статье ответственность несут не только работодатели, но и работники и должностные лица, размер штрафных санкций на которых может составить:
- на граждан – до 5 тыс. рублей;
- на должностных лиц – до 50 тыс. рублей.
Обращаем ваше внимание на то, что 100-процентное исполнение условий направления иностранных граждан в командировки, указанных в Приказе № 564н, не гарантирует, что работодателю не будут предъявлены претензии со стороны ФМС и других компетентных органов при проверке правильности осуществления трудовой деятельности иностранных граждан.
Многочисленная судебная практика по данному вопросу, особенно в дальних от Москвы регионах РФ, достаточно сильно разнится, решения принимаются как в пользу работодателей, так и ФМС. Зачастую, компетентные органы, в принципе, не принимают во внимание условия направления иностранных граждан, описанные в Приказе № 564н, оперируя исключительно позициями, описанными в 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Тем не менее, вышеуказанный Приказ никто не отменял, и в случае необоснованного предъявления претензий в части нарушения порядка осуществления трудовой деятельности на территории субъектов РФ, отличных от того, который указан в разрешении на работу, работодателю необходимо отстаивать свою правоту в судебном порядке, ссылаясь на выше указанные правовые документы.
Читайте другие публикации "Конфиденс Групп".