Квота на привлечение иностранной рабочей силы
Статью подготовила: Грищенко Светлана, супервайзер миграционного подразделения "Конфиденс Групп", 01.04.2016
На протяжении многих лет работодатели в России задаются вопросом, как гарантированно получить квоту на привлечение иностранной рабочей силы, как минимизировать риски по отказу в ее выделении и стоит ли вообще ее получать.
В данной статье мы хотели бы дать ряд рекомендаций и основных разъяснений, которые помогут ответить на эти и другие вопросы.
Оформление разрешений на работу иностранным гражданам, пребывающим в РФ на основании визы, при условии, что работодатель не готов платить таким работником заработную плату более 167 тысяч рублей ежемесячно, возможно двумя способами. Первый - в рамках ежегодно устанавливаемой Правительством РФ квоты на привлечение иностранных работников, второй - в рамках неквотируемых (бесквотных) должностей и профессий, среди которых в основном должности высшего руководящего состава организаций, деятелей культуры, инженеров, специалистов туристической сферы, а также ряд не квалицированных должностей.
Квоты на привлечение иностранных работников не распространяются на иностранных граждан, имеющих статус РВП (разрешение на временное проживание) и ВНЖ (вид на жительство), высококвалифицированных иностранных специалистов, а также с 1 января 2015 года на иностранных граждан, прибывающих из безвизовых стран. Последним достаточно получить патент на осуществление трудовой деятельности.
При этом работодатели задаются вопросом: можно ли, при условии отсутствия квоты на привлечение иностранных работников, привлекать их на бесквотные позиции, не соответствующие на самом деле их реальным позициям, а также существенны ли риски при использовании данной возможности.
Мы считаем, что такое оформление возможно, но при соблюдении определенных условий, о которых мы хотим рассказать ниже.
При выборе одной из бесквотных позиций работодателю необходимо, прежде всего, обратить внимание на соответствие запрашиваемой должности иностранного гражданина основному виду деятельности компании. Вторым важным моментом при выборе бесквотной позиции является необходимость подтверждения соответствия образования выбранной должности соответствующим дипломом (сертификатом). Например, если работодатель предполагает оформить иностранного гражданина на должность инженера, то при подаче документов на оформление разрешения на работу необходимо будет предоставить диплом, подтверждающий высшее техническое образование.
Также необходимо учитывать размеры организации, в которую предполагается привлечение иностранных работников на бесквотные позиции. Так, в компании со среднегодовой численностью всех сотрудников в количестве 3-х человек не может работать 5 человек на должности руководителей департаментов, да и такого количества департаментов не может существовать в столь малочисленной компании, о чем предполагаемого работодателя проинформируют при подаче документов и на основании чего ему будет отказано в приеме документов на оформление разрешений на работу.
Если работодателю удалось-таки оформить соответствующее разрешение на работу, можем констатировать, исходя из нашей практики, что случаи предъявления претензий со стороны компетентных органов о несоответствии указанной в разрешении на работу должности, реально осуществляемой деятельности иностранного гражданина, весьма редки. Исключением могут служить очевидные для компетентных органов случаи, когда, например, работодатели оформили иностранному гражданину разрешение на работу на должность инженера, а при проверке компетентных органов выяснилось, что он кладет кирпич на стройке. Вероятность наложения штрафных санкций за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в таком случае будет почти стопроцентной.
Таким образом, при условии разумного подхода к оформлению разрешительных документов любой работодатель может воспользоваться данной опцией для привлечения иностранных работников.
Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе, насколько просто сейчас получить квоту для привлечения иностранных работников.
На решения Правительства РФ о выделении работодателям квот на привлечение иностранных работников влияет огромное количество факторов, в том числе, социально-экономическая обстановка в стране, региональные особенности рынка труда, наличие/отсутствие достаточного количества трудовых ресурсов из числа граждан РФ и т.д.
Подача документов на квоту может производиться двумя способами. Первый – предполагает подачу заявки работодателями до 1 июля текущего года, консолидацию всех заявок от работодателей в РФ и утверждение общего, предполагаемого к привлечению в следующем году, количества иностранных работников с дальнейшим распределением их по квалификационным группам, субъектам РФ, а также непосредственно работодателям.
Второй способ – так называемая «корректировка квоты» - предполагает подачу документов на квоту в течение года, как правило, до 1-го октября, на рассмотрение на Межведомственных комиссиях заявок конкретных работодателей и утверждения для них квоты на текущий год. Данной опцией могут воспользоваться как вновь зарегистрированные работодатели, так и работодатели, желающие получить дополнительную квоту либо откорректировать ранее выделенную в части гражданства, либо должности иностранных граждан.
Мы вынуждены констатировать факт, что первый вариант получения квоты в последнее время стал весьма неэффективным, особенно это касается крупнейших субъектов РФ, таких как Москва. Так, по статистике нашей компании в 2015 году Москве было выделено лишь 20-25 % из общего объема запрашиваемой работодателями квоты на привлечение иностранных работников, а в 2016 - не более 15 %.
Ситуация со вторым вариантом получения квоты существенно лучше. При подаче документов на корректировку квоты в Москве и Московской области в 2014-2016 годах клиентам нашей компании выделяли от 50 до 70% запрашиваемого объема квоты, что позволяет нам говорить о более эффективном и точном инструменте получения квоты на привлечение иностранных работников.
Есть также отрицательные стороны при оформлении квоты в рамках корректировочной компании - это сроки рассмотрения документов от момента подачи заявки и до момента обращения за разрешением на работу. В случае, если работодателю была выделена все-таки квота на привлечение иностранных работников, к сожалению, это не означает, что он незамедлительно сможет обратиться в ФМС за получением разрешения на работу. Ему необходимо дождаться распоряжения Правительства РФ, оригинала письма из компетентных органов с информацией о выделенной квоте, а также, самое главное, дополнительного распоряжения, направленного в ФМС от руководителей, разрешающих прием документов в рамках откорректированной квоты. Таким образом, в среднем от момента подачи заявки на квоту до момента подачи документов на оформление разрешения на работу может пройти от 4-х до 6-ти месяцев.
И в первом, и втором вариантах оформления квоты мы можем выделить следующие существенные факторы, увеличивающие шансы работодателей на ее получение:
- перед подачей документов необходимо обязательно обращаться в государственное учреждение службы занятости (центр занятости населения) за содействием в подборе необходимых работников по профессии (специальности, должности);
- работодатель обязан обеспечить иностранных граждан помещением для проживания, а именно предоставлять общежитие, аренду жилого помещения или другие условия предоставления жилого помещения. Даже если работодатель этого не будет делать в дальнейшем, формальное отсутствие информации о предоставлении жилья в заявке, автоматически ставит крест на выделении для него квоты;
- работодатель обязан обеспечить медицинской помощью, которая будет предоставляться на основании договора, заключенного работодателем с медицинской организацией о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг или договора (полиса) добровольного медицинского страхования иностранного работника, приобретаемого за счет средств работодателя;
- необходимо грамотно обосновывать необходимость привлечения именно иностранных работников по соответствующим профессиям (специальностям, должностям).
При заполнении заявки на получение квоты необходимо:
- указывать адекватный размер оплаты труда по соответствующей профессии (специальности, должности) с учетом текущей ситуации на рынке труда;
- в графе «профессионально-квалификационные требования», а именно - образование иностранного гражданина - рекомендуем указывать: высшее или среднее профессиональное. Чем выше требования к образованию, тем меньше граждан РФ смогут претендовать на данную должность, а значит меньше вероятность получения отказа по одному из основных оснований: наличие достаточного количества кадров из числа граждан РФ;
- в графе «Планирование обучения национальных кадров по данной профессии (специальности, должности)» указывать не «0», а соответствующую численность граждан РФ, которых работодатель планирует направить для получения профессионального образования, дополнительного профессионального образования или профессионального обучения по профессии (специальности, должности).
При подаче заявки на квоту работодатель также должен учитывать наличие ограничений по допустимой доле иностранных работников, привлекаемых в различные отрасли экономики, устанавливаемой Правительством РФ на ежегодной основе.
И в заключении хотелось бы отметить, что следование всем рекомендациям по получению квоты не дает 100% гарантии, но увеличивает существенно шансы работодателей на ее получение, а обращение к профессионалам, таким как компания Конфиденс Групп, еще и гарантирует соблюдение всех требований, связанных с миграционным и трудовым законодательством РФ.
Читайте другие публикации "Конфиденс Групп".