Разрешение на работу: ВКС или стандартная процедура. Сравнительный анализ
Предлагаем вам ознакомиться со сравнением преимуществ и недостатков оформления разрешения на работу ВКС (высококвалифицированному специалисту) и стандартной процедуры получения разрешения на работу.
Работа иностранных граждан в России сопряжена с большим количеством трудностей, связанных, в том числе, с многоэтапностью процедур их привлечения и использования, сложностью, зачастую неоднозначностью миграционного законодательства, наличием бюрократических препон, препятствующих быстрому и удобному оформлению разрешительных документов.
Сложности присутствуют как у работодателей, так и у иностранных граждан, которым процедуры найма и привлечения иностранных работников в РФ кажутся весьма сложными, особенно тем, кто прибывает из стран с визовым порядком въезда в РФ.
Именно для такой категории иностранных граждан, а также их работодателей предназначена данная статья, которая, надеемся, поможет определиться обеим сторонам при выборе правильного варианта легализации на территории РФ.
Что делать работодателю, если он решил нанять на работу иностранного гражданина?
Итак, если работодатель решает привлечь для осуществления трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина из визовой страны, у него есть два основных варианта привлечения данного сотрудника:
- в рамках стандартной процедуры;
- в качестве высококвалифицированного сотрудника (ВКС).
Процедуре получения разрешения на работу ВКС (высококвалифицированного специалиста) посвящена огромная статья на сайте нашей компании.
Какой же из этих двух вариантов выбрать? Как принять решение?
Существует много факторов, которые помогут работодателю выбрать подходящий для него тип легализации.
С какими трудностями придется ему столкнуться и сколько времени займет оформление всех разрешительных документов в рамках стандартной процедуры?
Сразу отметим, что данный вариант привлечения не быстрый и предполагает наличие у работодателя квоты на привлечение иностранных работников, о получении которой он должен был позаботиться в году, предшествующему найму работника. Таким образом, с момента подачи заявки на квоту и до момента получения возможности начать процедуру оформления документов может пройти более полугода, причем вероятность получения квоты весьма призрачна. Исходя из статистики нашей компании, за последние два года квоты на привлечение иностранных сотрудников в г. Москва получили лишь 20-30 % работодателей, подавших заявки.
Конечно, у работодателей существует также возможность получения квоты в рамках корректировочной компании, которая, по идее, должна работать в течение года и давать возможность расширять выделенную квоту либо получать новую, в том числе компаниям, которые не так давно были зарегистрированы. Вероятность получения квоты в рамках корректировочной компании существенно выше. По статистике нашей компании до 50% заявок на квоту удовлетворяются, а при положительном исходе такой квотой можно воспользоваться вплоть до конца текущего года.
Проблема с данным вариантом оформления квоты заключается в том, что ждать рассмотрения заявки, публикации приказа по квотам, распоряжения органов ГУ по вопросам миграции МВД РФ (ранее - ФМС), разрешающее прием документов на оформление разрешений на работу, можно до полугода. Опять же, никаких гарантий получения квоты не существует, работодатель может просто потратить неопределенное количество времени впустую.
В связи с несовершенством системы квотирования, а так же огромным количеством отказов в выделении квоты, большинство работодателей за последние несколько лет практически полностью отказались от подачи заявок на квоту, выбирая все чаще прочие возможности оформления иностранных работников, в том числе - в качестве ВКС, либо в рамках стандартной процедуры, но на бесквотные (неквотируемые) должности.
Бесквотные должности, конечно, существенно сокращают суммарный срок оформления разрешительных документов за счет того, что ими возможно воспользоваться сразу, не подавая заявку на квоту. Но, к сожалению, список данных должностей весьма ограничен и состоит, в основном, из должностей высшего руководящего состава организаций, а также некоторого количества технических позиций, которые весьма востребованы на рынке труда, поэтому оформить разрешения на работу на обычные рабочие должности в рамках данной возможности не представляется возможным. Таким работодателям приходится подавать заявки на получение квоты на привлечение иностранных сотрудников.
Существует еще несколько сложностей с бесквотными позициями, в частности, работодатель должен привести все внутренние документы компании в точное соответствие с должностью иностранного работника, в частности: трудовой договор, должностные инструкции, положения о подразделении, штатное расписание и т.д. Количество таких должностей в компании должно быть соразмерно ее штату. Например, если в компании суммарно работает 3 человека, то, разумеется, она не может привлечь дополнительно 3-х иностранных граждан на бесквотную позицию «директор департамента».
Образование иностранного гражданина, претендующего на определенную должность, должно соответствовать данной должности, а также основному виду деятельности компании (за исключением высшего руководящего состава). Например, если иностранный гражданин оформляется на должность «директор по экономике», то он должен иметь профильное финансовое образование.
Еще одна сложность, с которой сталкивалась наша компания в г. Москва при оформлении разрешений на бесквотные позиции для достаточно крупной компании, это общее количество бесквотных должностей в компании. При достижении количества таких позиций в размере 10 человек, ГУ по вопросам миграции МВД РФ (ранее - ФМС) вызывает на собеседование руководителя данной организации для получения объяснений и предоставления соответствующих документов, подтверждающих действительную необходимость привлечения такого количества иностранных граждан в рамках бесквотных должностей.
Как в случае с квотируемыми, так и бесквотными должностями, работодатель потратит не менее 3,5 месяцев на оформление всех разрешительных документов, начиная от момента обращения в Центр занятости населения, кончая оформлением рабочей визы для иностранного работника.
Стандартная процедура оформления разрешительных документов включает в себя следующие этапы:
- Обращение в территориальное отделение ЦЗН, подача заявки о потребности в работниках;
- Оформление разрешения на привлечение иностранных работников;
- Оформление разрешения на работу;
- Регистрация организации в ГУ по вопросам миграции МВД РФ (ранее - ФМС) для организаций, впервые оформляющих приглашение для иностранных граждан;
- Оформление приглашения для получения въездной рабочей визы на срок до 3-х месяцев;
- Получение рабочей визы сроком до 3-х месяцев в консульстве РФ за рубежом;
- Переоформление визы в ГУ по вопросам миграции МВД РФ (ранее - ФМС) на срок действия разрешения на работу, но не более, чем на 1 год;
- Подача уведомления о привлечении иностранного работника в ГУ по вопросам миграции МВД РФ (ранее - ФМС).
Кроме довольно приличного срока оформления разрешительных документов иностранный гражданин должен знать русский язык, историю РФ и основы законодательства РФ и сдать соответствующий экзамен, а также получить медицинское заключение об отсутствии инфекционных заболеваний и ВИЧ - инфекции.
Если работодатель решил привлечь иностранного гражданина на работу в качестве ВКС, с какими трудностями он сталкивается?
Если иностранный гражданин является высококлассным специалистом в своей области и считает, что может претендовать в России на заработную плату более 167 тысяч рублей в месяц, то у такого гражданина есть возможность приехать в Россию и осуществлять трудовую деятельность в качестве высококвалифицированного специалиста. Но не все так просто. Для начала нужно найти в России работодателя, который будет готов оформить соответствующее разрешение на работу, а также платить соответствующую заработную плату.
Как же иностранному гражданину найти себе работодателя в России, находясь при этом за рубежом? Есть два варианта: либо иностранный гражданин может самостоятельно заявить о себе как о высококвалифицированном специалисте, оставив свое резюме на сайте гувм.мвд.рф, либо же работодатель самостоятельно находит иностранного сотрудника, оценивает уровень его квалификации и нанимает такого иностранного работника.
Что работодатель делает дальше? Для начала он должен понимать, что даже при условии заключения не только трудового, но и гражданско-правового договора, высококвалифицированному работнику необходимо ежемесячно выплачивать сумму в размере не менее 167 тысяч рублей, а также своевременно (ежеквартально) уведомлять об этом соответствующие государственные органы.
Существуют, конечно преференции для определенных категорий организаций-работодателей, смягчающие требования по выплате ВКС заработной платы, но они не столь существенны, все остальные организации обязательно должны выплачивать соответствующую сумму вознаграждения таким специалистам.
Существуют ли преимущества при оформлении разрешения на работу в качестве ВКС?
Да, однозначно - существуют. Во-первых, работодателю не нужна квота на оформление разрешения на работу, он также не привязан к какому-либо списку должностей, в том числе- бесквотных, для привлечения иностранного гражданина в качестве ВКС.
В отличие от стандартной процедуры оформления разрешений на работу, срок действия которых ограничивается одним годом, срок действия разрешения на работу, а также рабочей визы ВКС, ограничен тремя годами.
Высококвалифицированный специалист может осуществлять трудовую деятельность в нескольких регионах РФ. Для этого необходимо при оформлении разрешения на работу указать все необходимые регионы в ходатайстве, а также приложить документы, подтверждающие наличие филиалов/ подразделений в каждом из запрашиваемых регионов. В случае с обычным оформлением разрешения на работу работодателю, желающему привлечь иностранного работника в нескольких регионах, требовалось бы оформлять разрешительные документы в каждом регионе РФ отдельно.
Более того, ВКС при соблюдении условия указания в трудовом договоре разъездного характера работы может находиться в служебной командировке в любом регионе РФ неограниченное количество времени. Иностранный гражданин, оформленный в рамках стандартной процедуры, может находиться в служебной командировке в регионе, в котором у него не оформлено разрешение на работу, лишь 10 дней в году при условии, что он занимает одну из руководящих позиций, а если в его трудовом договоре прописан разъездной характер работы, суммарно не превышающий 40 дней в году.
ВКС также освобождены от обязанности постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок до 90 дней со дня их въезда на территорию РФ и на срок до 30 дней в случае передвижения по территории РФ и при прибытии в новое место пребывания. В то время как сотрудники, оформленные по стандартной процедуре, имеют всего 7 дней для постановки на миграционный учет.
Кроме всего прочего срок рассмотрения документов на оформление разрешения на работу, а также приглашения для получения рабочей визы для высококвалифицированного специалиста составляет порядка 14-15-ти рабочих дней с момента подачи документов, в то время как оформление стандартного разрешения занимает порядка 3,5 месяцев.
Для удобства сравнения мы подготовили небольшую таблицу по легализации иностранных граждан в рамках двух категорий.
Критерий | Стандартная процедура | ВКС |
Срок действия разрешения на работу (РНР) | до 1 года | до 3 лет |
Постановка на миграционный учет | в течение 7 рабочих дней с момента въезда и при смене места пребывания |
|
Срок оформления всех разрешительных документов | от 3 месяцев | 14 рабочих дней |
Уведомления о выплате заработной платы | нет | ежеквартально |
Предоставление сертификата, подтверждающего знание русского языка, истории, законодательства РФ | обязательно | не требуется |
Предоставление сертификатов, подтверждающих отсутствие инфекционных заболеваний и ВИЧ на момент оформления РНР | обязательно | не требуется |
Возможность переноса рабочей визы при смене работодателя без выезда из РФ | невозможно | возможно |
Уведомление государственных органов о заключении/расторжении трудового договора | обязательно в течение 3-х рабочих дней с момента наступления события | обязательно в течение 3-х рабочих дней с момента наступления события |
Оформление РНР для работы в нескольких регионах | отдельно в каждом регионе | возможно на неограниченное количество регионов при предоставлении документов, подтверждающих наличие обособленных подразделений в регионах. |
Получение РНР | возможно представителем работодателя (по доверенности) | только лично иностранным гражданином |
Нахождение в командировке на территории другого субъекта РФ |
| при условии, что работа носит разъездной характер – без ограничений. |
НДФЛ |
| 13 % |
Медицинское обеспечение | Тариф в ФФОМС: 0% | Тариф в ФФОМС: 0% |
Социальное страхование | Тариф в ФСС РФ: 1,8 % Предельная величина базы для начисления страховых взносов на 2020 г. – 912 000 рублей | Тариф в ФСС РФ: 0% Предельная величина базы для начисления страховых взносов на 2020 г. – 912 000 рублей |
Пенсионные отчисления | Независимо от года рождения:
| 0 % |
Право на получение пенсионных выплат | нет | нет |
Въезд иностранного гражданина в РФ
Таким образом, работодатель оформил наиболее подходящее для обеих сторон разрешение на работу. Что следует дальше?
В случае, если работодатель оформил разрешение на работу в рамках стандартной процедуры, он должен осуществить следующие действия после въезда иностранного гражданина на территорию РФ:
- Заключить трудовой договор либо гражданско-правовой договор;
- Оформить полис добровольного медицинского страхования, в том числе для сопровождающих членов семьи;
- Уведомить территориальный орган МВД (ранее ФМС) о найме иностранного работника в течение 3-х рабочих дней с момента заключения трудового либо гражданско-правового договора;
- Осуществить постановку иностранного гражданина на миграционный учет в течение 7-ми рабочих дней с момента пересечения границы;
- Продлить визу иностранному гражданину на срок действия разрешения на работу. Данная необходимость возникает, поскольку изначально виза в РФ выдается только на 3 месяца с возможностью последующего продления ее на территории РФ.
В случае же оформления разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста иностранный гражданин должен въехать в РФ, получить разрешение на работу при личном обращении в территориальный орган ГУ по вопросам миграции МВД РФ (ранее - ФМС), а работодатель обязан:
- Заключить трудовой договор либо гражданско-правовой договор;
- Оформить полис добровольного медицинского страхования, в том числе для сопровождающих членов семьи;
- Уведомить территориальный орган ГУ по вопросам МВД РФ (ранее - ФМС) о найме иностранного работника в течение 3-х рабочих дней с момента заключения трудового либо гражданско-правового договора;
- Осуществить постановку иностранного гражданина на миграционный учет в случае, если иностранный гражданин предполагает пребывать в России непрерывно более 90 дней.
Мы надеемся, что данная статья поможет в большей степени работодателям, но также и иностранным гражданам сориентироваться в особенностях миграционного законодательства, принять правильное решение при выборе того или иного способа легализации на территории РФ. В любом случае данная статья не охватывает все особенности и нюансы легализации иностранных граждан на территории РФ, для получения гарантии правильности оформления всех разрешительных документов лучше обращаться к профессионалам.