Административные выдворения и запреты на въезд в РФ. Есть ли легальные способы их оспорить?
При планировании поездок в Россию иностранные граждане (далее - ИГ), как правило, не задумываются о том, что при прохождении КПП их может ожидать неожиданный сюрприз, а именно: отказ сотрудников службы МВД в пропуске через границу РФ иностранному гражданину по причине наличия в базе данных запрета на его въезд в РФ.
Для того, чтобы не сталкиваться с подобными неприятностями, мы настоятельно рекомендуем ИГ периодически проверяться на наличие (а лучше, разумеется, – на отсутствие) запрета на въезд в РФ на сайте МВД РФ, перейдя по ссылке: http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=3000.
Тем не менее, обращаем ваше внимание на то, что проверка наличия запрета на въезд в РФ ИГ на сайте, имеет справочный характер - даже отсутствие запрета не является стопроцентной гарантией того, что у него не возникнет проблем при пересечении границы.
Что же это за проблемы и как их избежать?!
Согласно ФЗ от 15.08.1996 г. № 114 «О порядке выезда и въезда в РФ» Иностранному Гражданину может быть не разрешен въезд в РФ при наличии следующих оснований:
- нарушены правила пересечения границы;
- предоставлены подложные документы либо недостоверная информация;
- существует неснятая или непогашенная судимость за совершения умышленного преступления;
- ИГ ранее привлекался к административной ответственности два и более раза в течение года;
- ИГ уклонялся от уплаты налогов и административных штрафов (более полная информация в ФЗ № 114);
- ИГ подвергался административному выдворению, депортации;
- в отношении ИГ принято решение о нежелательности пребывания на территории РФ.
В законодательстве РФ присутствуют два вида решения, которые могут быть вынесены ИГ на запрет въезда в Россию сроком 3, 5 и 10 лет:
- решение о неразрешении въезда в Россию;
- решение о нежелательности пребывания на территории России.
При этом чаще всего решения принимаются следующим инстанциями (постановление Правительства РФ от 14.01.2015 № 12 «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в РФ в отношении ИГ или лица без гражданства») и при наличии оснований:
- Минюстом России – судимости за преступления, совершенные на территории РФ;
- Роспотребнадзором России – заболеваний туберкулезом, сифилисом, СПИДом;
- ФСКН России – административной/уголовной ответственности за правонарушения/ преступления, связанные с наркотическими средствами;
- ФСБ России – пребывание иностранного гражданина на территории РФ угрожает безопасности РФ.
Большая часть запретов на въезд в РФ выносятся в связи с нарушением иностранными гражданами разрешенных сроков пребывания в РФ, а так же нахождением на территории РФ без миграционного учета и осуществления трудовой деятельности без разрешительных документов (патента либо разрешения на работу).
Рассмотрим ситуацию, когда ИГ из безвизовой страны въезжает на территорию РФ и по каким-либо причинам остается на территории РФ больше положенного законом срока.
Напоминаем, что для большей части ИГ, пребывающих в РФ, нахождение на территории РФ возможно суммарно в течение не более 90 дней в период 180-ти дней, после чего иностранный гражданин обязан выехать из РФ.
При наличии оснований, в частности: оформления разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, РВП или ВНЖ - есть возможность продления срока разрешенного пребывания в РФ.
В случае отсутствия подобных обоснований нахождение ИГ на территории РФ больше положенного законом срока закончится тем, что в базе данных МВД автоматически устанавливается «галка» и помечает ИГ как нарушителя миграционного законодательства. А органы МВД, получив данную информацию, соответственно выносят решение о нежелательности пребывания ИГ на территории РФ на срок до 3-х лет.
Отдельно хотелось бы остановиться на административных штрафах, особенно - за нарушение правил дорожного движения, наличие которых также является одной из основных причин вынесения решения о запрете въезда в РФ.
Сам факт наличия двух и более административных нарушений в течение года уже является достаточным основанием для вынесения решения о запрете на въезд и контролируемом административном выдворении, а факт оплаты административных штрафов не влияет на решение государственных органов по снятию запрета на въезд.
К таким административным нарушениям относится, в том числе, управление автомобилем без прав, превышение скорости и совершение обгона в неположенном месте при условии, что автомобиль находится в собственности у ИГ. Мы рекомендуем не регистрировать автомобиль на ИГ - в этом случае оспаривание запрета будет проходить только при наличии доказательств невозможности управления транспортным средством именно в день совершенного административного правонарушения.
Еще одна причина для запрета ИГ на въезд в РФ, которую, скорее всего, можно назвать парадоксальной – это ситуация с ИГ, обладающим статусом «Сопровождающий член семьи».
Такой ИГ при въезде в РФ в миграционной карте указывает цель поездки – «частная» (и правильно делает!), ну а база считывает, естественно, 90 календарных дней и автоматически с 91-ого дня в ней появляется информация об административном правонарушении. В данном случае достаточно лишь предоставить все документы, подтверждающие статус сопровождающего члена семьи ВКС, чтобы запрет на въезд в РФ был снят.
Хотелось бы отметить, что при вынесении решения о запрете на въезд в РФ ИГ должно быть направлено соответствующее уведомление по месту его постановки на миграционный учет. К сожалению, эта процедура не всегда соблюдается, кроме того, информация по закрытию въезда передается очень медленно и порой ИГ может несколько раз въехать и выехать из РФ, прежде чем узнает, что у него стоит запрет на въезд.
Обратите внимание, что сам акт вынесения административного выдворения не является основанием для аннуляции действующих разрешительных документов, в частности - патента, разрешения на работу и т.д.
Ранее органы пограничного контроля и МВД РФ (его территориальный орган) должны были проставлять в документах, удостоверяющих личность ИГ отметку, свидетельствующую о запрете на въезд в РФ, если было принято такое решение.
Новое регулирование добавило следующие основания проставления отметки о запрете на въезд в РФ:
- в отношении ИГ или лица без гражданства неоднократно (два и более раза) выносилось решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации либо передаче иностранному государству по реадмиссии (запрет на въезд в течение десяти лет со дня административного выдворения за пределы РФ, депортации либо передачи иностранному государству по реадмиссии);
- в период предыдущего пребывания в РФ в отношении ИГ или лица без гражданства была прекращена процедура реадмиссии в соответствии со ст. 32.5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (запрет на въезд в течение трех лет со дня выезда из РФ);
- ИГ или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории РФ или за её пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
- в отношении ИГ или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, в том числе, если этот гражданин включен в список граждан США, которым запрещается въезд в РФ.
Проставлять указанные отметки имеют право:
- судьи – в делах об административном выдворении за пределы РФ ИГ, нарушившего правила пребывания в РФ, или режим государственной границы РФ или режим в пунктах пропуска через государственную границу РФ;
- должностные лица органов пограничного контроля – в делах об административном выдворении за пределы РФ ИГ, нарушившего режим государственной границы РФ или режим в пунктах пропуска через государственную границу РФ;
- должностные лица МВД РФ (его территориального органа) – в делах о нежелательности пребывания (проживания) в РФ ИГ или о депортации ИГ.
Существуют два способа снятия запрета на въезд:
- Через государственный орган, принявший решение;
- Снятие запрета на въезд через суд.
Для начала необходимо выяснить, кто именно наложил запрет на въезд в РФ. В случае, когда причина ограничения въезда в РФ неизвестна ИГ, первым шагом к решению вопроса является выяснение соответствующих оснований. Как правило, делается это путем направления официального запроса в МВД. При условии, что ИГ находится за пределами РФ, обратиться за выяснением основания для вынесения решения о запрете на въезд могут его родственники или законные представители, находящиеся на территории РФ.
Ежели запрет на въезд был вынесен государственным органом, в частности, МВД, то такое решение проще обжаловать, обращаясь в территориальные отделения иммиграционного контроля. В Москве отделение иммиграционного контроля расположено по адресу: ул. Садовническая, д. 63, стр. 7.
Для снятия запрета на въезд ИГ в РФ необходимо предоставить документы, подтверждающие невиновность ИГ в отделение иммиграционного контроля. В случае, если были предоставлены аргументированные основания, вопрос рассматривается в течение месяца со дня приема документов.
При вынесении запрета судебным органом обжалование решения возможно только при обращении в суд.
Если же ИГ не уверен в своей невиновности, то снятие запрета будет сложным, достаточно долгим и вряд ли завершится успехом.
Одним из самых простых способов снятия запрета на въезд в РФ (при наличии таковых оснований) является обращение в суд с позиции конституции РФ: если случится, когда одному из супругов вынесено решение о запрете на въезд в РФ, нарушаются его конституционные права в части разделения семьи. В этой ситуации суды в 90% случаях отменяют решение о запрете на въезд в РФ ИГ.
Зачастую у органов, вынесших решение о нежелательности пребывания ИГ на территории РФ, нет полномочий по его отмене — даже в случае, если основания для запрета на въезд в РФ отпали. Указанное обстоятельство объясняется законодателем просто: в целях недопущения коррупции в органах государственной власти.
Стало быть, единственно возможным способом въехать на территорию РФ в сложившихся обстоятельствах является обращение в суд через своего представителя с целью обжалования соответствующего решения.
В любом случае при возникновении подобных ситуаций лучше всегда обращаться к профессиональным юристам. Компания Конфиденс Групп оказывает поддержку иностранным гражданам при решении вопросов запрета на въезд в РФ.