Особенности прекращения трудовых отношений с иностранными работниками в том числе по отдельным видам деятельности
Расторжение трудовых/гражданско-правовых отношений с иностранным гражданином является важнейшим аспектом взаимоотношений между работником и работодателем. В отличие от взаимоотношений с гражданами РФ отношения с иностранными гражданами накладывают на работодателя дополнительные обязательства, а также существенные финансовые риски.
В данной статье мы хотим рассмотреть особенности прекращения трудовых отношений с иностранными гражданами на общих и дополнительных основаниях, а также в связи с запретами на привлечение иностранных граждан по отдельным видам деятельности.
Работодатель, руководствуясь положениями ТК РФ, прекращает трудовые отношения с иностранными гражданами на общих основаниях в следующих случаях:
- По соглашению сторон.
- По инициативе работника или работодателя.
- Перевода на работу к другому работодателю.
- Истечение срока действия трудового договора.
- Отказ работника от продолжения работы:
- в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности организации либо ее реорганизацией,
- в связи с изменением условий трудового договора,
- в связи с переводом на другую работу либо отсутствия у работодателя соответствующей работы,
- в связи с переводом на другую работу в другой местности вместе с работодателем.
- Обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
- Нарушение установленных правил заключения трудового договора.
В 2014 году положения трудового законодательства претерпели изменения и были дополнены новой главой 50.1 в ТК РФ, которая устанавливает дополнительные основания для прекращения трудовых отношений с иностранными гражданами.
Особенности прекращения трудовых отношений с иностранными гражданами по дополнительным основаниям различаются по правовому статусу иностранных граждан в РФ:
- Временно пребывающие (разрешение на работу, патент, граждане стран-членов ЕАЭС).
- Временно проживающие (разрешение на временное проживание).
- Постоянно проживающие (вид на жительство).
Основаниями для прекращения трудовых отношений с временно пребывающими иностранными гражданами являются:
- приостановление или окончание срока действия, аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников*;
*Примечание
При расторжении трудового договора по этому основанию работнику полагается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
- аннулирование разрешения на работу или патента;
- окончание срока действия разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ;
- окончание срока действия на территории РФ полиса ДМС либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг иностранному гражданину, которые обеспечивают ему первичную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь в неотложной форме;
- невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с ч.2 статьи 327.4 ТК РФ*,
*Примечание
Согласно ст. 327.4 ТК РФ в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, а также в случае простоя допускается временный перевод иностранного работника на другую работу у того же работодателя без учета профессии (специальности, должности), указанной в разрешении на работу или патенте:
-на срок до одного месяца;
-не более чем один раз в течение календарного года.
Если по окончании срока временного перевода иностранному работнику невозможно предоставить прежнюю работу, то трудовой договор расторгается.
- невозможность временного перевода работника в соответствии с ч.3 статьи 327.4 ТК РФ*.
*Примечание
Согласно ч.3 ст. 327.4 ТК РФ, если исполнение иностранным работником работы невозможно в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, наводнение, землетрясение и т.д.), и временный перевод его на другую работу у того же работодателя невозможен, трудовой договор расторгается.
Основаниями прекращение трудовых отношений с временно и постоянно проживающими иностранными гражданами являются:
- аннулирование разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с п.3 ч. 1 статьи 327.6 ТК РФ;
- аннулирование вида на жительство в РФ в соответствии с п.4 ч. 1 статьи 327.6 ТК РФ;
- окончание срока действия разрешения на временное проживание в РФ в соответствии с п.6 ч. 1 статьи 327.6 ТК РФ;
- окончание срока действия вида на жительство в РФ в соответствии с п.7 ч. 1 статьи 327.6 ТК РФ.
Сроки прекращения трудовых отношений по дополнительным основаниям представлены в таблице и ограничиваются главой 50.1 ТК РФ:
Основание прекращения трудового договора с иностранным работником | Сроки, в течение которых необходимо расторгнуть трудовой договор |
Приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников | По наступлению соответствующего события |
Аннулирование:
| По наступлению соответствующего события |
Окончание срока действия:
| Трудовой договор подлежит расторжению только по истечении 1-го месяца со дня наступления соответствующих обстоятельств |
Невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с ч. 2 статьи 327.4 ТК РФ | Иностранный работник должен быть предупрежден в письменной форме работодателем не менее чем за 3 календарных дня до увольнения |
Невозможность временного перевода работника в соответствии с ч. 3 статьи 327.4 ТК РФ |
Одним из дополнительных оснований прекращения трудовых отношений с временно пребывающими иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по патенту является:
- приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами, в соответствии с необходимыми ограничениями на осуществление ими трудовой деятельности, предусмотренными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Так, в феврале 2017 года Постановлением Губернатора Ленинградской области от 01.02.2017 № 6-пг и Указом Губернатора Сахалинской области от 20.02.2017 № 5 устанавливается запрет на привлечение работодателями, осуществляющими деятельность на территории Ленинградской области и Сахалинской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности».
Указанные нормативно-правовые акты предусматривают перечни видов экономической деятельности, в соответствии с которыми работодатели не вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан по патенту, а также определяют сроки приведения в соответствие численности работников, являющихся иностранными гражданами.
Постановлением Губернатора Ленинградской области предусматривается, что работодатели обязаны привести свою деятельность в соответствии с данным запретом в течение 3 месяцев со дня вступления данного постановления в силу.
Установленный срок выполнения запрета в Ленинградской области учитывает момент окончания действия патентов иностранных работников, поэтому работодатели имеют возможность прекратить трудовые отношения с такими работниками (по запрещённым видам экономической деятельности) в общем порядке или в связи с окончанием действия патентов.
А срок, предусмотренный Указом Сахалинской области, является временем окончания действия патентов, оформленных в Сахалинской области до даты вступления в силу настоящего Указа.
Не исключено, что и другие хозяйствующие субъекты РФ в скором времени попадут под запрет на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан по патенту в связи с приведением численности работников в соответствии с нормативно-правовыми актами, которые ежегодно утверждаются Правительством РФ.
Хотелось бы также напомнить об ответственности работодателей и иностранных граждан за нарушение порядка прекращения трудовых/гражданско-правовых отношений с иностранным гражданином:
I. В случае, если организация продолжает привлекать иностранного работника, а срок действия разрешения на привлечение иностранных работников приостановлен либо закончился, либо разрешение на привлечение иностранных работников было аннулировано, к нарушителям может быть применена следующая административная ответственность:
- на граждан - в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
- на должностных лиц - от 25 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц - от 250 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
За нарушения, совершенные в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской областях:
- на граждан - в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
- на должностных лиц - от 35 000 до 70 000 рублей;
- на юридических лиц - от 400 000 до 1 миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
II. В случае, если иностранный гражданин продолжает осуществлять трудовую/гражданско-правовую деятельность после аннуляции/окончания срока действия соответствующего разрешительного документа (разрешения на работу, патента, разрешения на временное проживание в РФ, вида на жительство в РФ), данное действие влечет наложение административной ответственности:
- на граждан - в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.
Нарушение, совершенное в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской областях в размере от 5 000 до 7 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ.
III. В случае нарушения организацией предписаний о приведении численности работников, являющихся иностранными гражданами в соответствии с установленными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, к нарушителям может быть применена следующая административная ответственность:
- на граждан - в размере от 2 000 до 4 000 рублей;
- на должностных лиц - от 45 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц - от 800 000 до 1 миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
IV. В случае, если иностранный гражданин продолжает трудовую/гражданско-правовую деятельность в организации, которой было предписано привести численность работников, являющихся иностранными гражданами, в соответствии с установленными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, к нарушителям может быть применена следующая административная ответственность:
- на иностранного гражданина - от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.
V. В случае же нарушения иностранным юридическим лицом, его филиалом или представительством иностранного юридического лица предписаний о приведении численности работников, являющихся иностранными гражданами в соответствии с установленными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, к нарушителям может быть применена следующая административная ответственность:
- на юридических лиц - от 800 000 до 1 миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
VI. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, к нарушителям может быть применена следующая административная ответственность:
- на граждан - в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
- на должностных лиц - от 35 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц - от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Нарушения, совершенные в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской областях:
- на граждан - в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
- на должностных лиц - от 35 000 до 70 000 тысяч рублей;
- на юридических лиц - от 400 000 до 1 миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.