Особенности кадрового учета в представительствах и филиалах иностранных юридических лиц
В данной статье мы бы хотели напомнить кадровым работникам о том, какие документы необходимо иметь организации при оформлении иностранных сотрудников на территории РФ.
Все документы кадрового делопроизводства можно разделить на две группы. Первую составляют кадровые документы, обязательные для ведения (таблица №1). Их наличие в филиалах и представительствах обязательно, а отсутствие является нарушением трудового законодательства, которое влечет наложение штрафа со стороны трудовой инспекции. Рассмотрим подробнее основные документы данной группы.
1. Обязательные кадровые документы
К обязательным документам, прежде всего, относится штатное расписание. Возможны следующие варианты утверждения данного документа:
- непосредственно руководителем головной организации;
- главой представительства или директором филиала самостоятельно (при указании соответствующего права в доверенности);
- главой представительства или директором филиала по согласованию с руководителем головной организации (если такие требования содержатся в доверенности).
Не менее важным документом являются правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Их трудовой инспектор требует в первую очередь, приходя в организацию с проверкой.
К рассматриваемой группе кадровых документов относится также трудовой договор и приказ о приеме на работу. Как и в случае со штатным расписанием и ПВТР, вопрос о правомочиях по изданию подобного приказа решается с учетом условий доверенности, выданной главе представительства или директору филиала. Приказ отдается работнику на ознакомление под роспись. С данным документом также в обязательном порядке знакомятся и кадровая служба, и бухгалтерия.
В представительствах и филиалах иностранных компаний на всех сотрудников (как на российских, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства), работающих более пяти дней, заводятся трудовые книжки.
Важным документом в сфере кадрового делопроизводства является договор о материальной ответственности. Существует перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми в обязательном порядке заключаются договоры о материальной ответственности. Правило о необходимости заключения таких договоров в полной мере распространяется на работников представительств и филиалов иностранных компаний.
К обязательным для ведения кадровым документам относится график отпусков. Он утверждается не позднее чем за две недели до календарного года. Работник же должен быть ознакомлен с этим графиком не позднее чем за две недели до начала его отпуска.
До сих пор ведутся споры, нужно ли относить к обязательным документам должностные инструкции. Большинство специалистов, в том числе сотрудники трудовой инспекции при проведении проверок, однозначно утверждают, что должностные инструкции составлять необходимо. В должностной инструкции определяются трудовая функция работника, его права, обязанности и ответственность, указываются требования к кандидатам на данную должность, регламентируются вопросы его подчинения и взаимоотношений с другими работниками. Все эти вопросы не могут быть в полной мере урегулированы трудовым договором. Составление должностных инструкций с одной стороны даст четкое понимание работнику круга своих должностных обязанностей и порядка взаимоотношений с начальством и коллегами, а с другой – поможет избежать претензий со стороны органов трудовой инспекции.
Наименование документа | Нормативный акт, обосновывающий необходимость его наличия | Комментарий |
Трудовой договор | ст. 56, 57 ТК РФ | Основание возникновения трудовых отношений |
Трудовая книжка | ст. 66 ТК РФ | Руководитель головной компании или глава представительства (директор филиала) должен своим приказом назначить лицо, ответственное за ведение трудовых книжек в представительстве (филиале). Форма и порядок заполнения трудовой книжки установлены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225 "О трудовых книжках" и Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 "Об утверждении трудовых книжек" |
Правила внутреннего трудового распорядка | ст. 189 ТК РФ | |
Положение о защите персональных данных работника | ст. 87 ТК РФ | |
Инструкция (положение) по охране труда | ст. 212 ТК РФ | |
Журнал учета прохождения инструктажа по охране труда | ст. 212 ТК РФ | |
Штатное расписание | ст. 57 ТК РФ | Ведется с использованием унифицированной формы № Т3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» |
Личная карточка работника (форма № Т2) | п. 12 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» | Ведется с использованием унифицированной формы № Т2, утвержденной Постановлением Госкомстата России № 1 |
Книга учета движения трудовых книжек и | п. 40 Постановления Правительства РФ № 225 | Форма книги утверждена |
Приходно‐расходная книга по учету бланков и вкладыша в нее | п. 40 Постановления Правительства № 225 | Форма книги утверждена Постановлением Минтруда России № 69 |
Приказы по личному составу и другие приказы (о приеме на работу, переводе, увольнении, об отпусках, командировках, о поощрении и т. д.) | ст. 68, 84 ТК РФ | Ведутся с использованием унифицированных форм № Т1, Т1а, Т5, Т5а, Т6, Т6а, Т8, Т8а, Т9, Т9а, Т11, Т11а, утвержденных Постановлением Госкомстата России № 1 |
График отпусков | ст. 123 ТК РФ | Ведется с использованием унифицированной формы № Т7, утвержденной Постановлением Госкомстата России № 1. Составляется и утверждается не позднее чем за две недели до наступления календарного года |
Табели учета рабочего времени | Ведутся с использованием унифицированной формы № Т12 и Т13, утвержденных Постановлением Госкомстата России № 1 | |
Договор о полной материальной ответственности | ст. 243, 244 ТК РФ | Типовая форма утверждена Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». |
Необходимо обратить внимание на использование в кадровом делопроизводстве унифицированных форм. В представительствах иностранных компаний, как правило, используются свои формы документов, что может вызвать претензии со стороны налоговых органов. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете» бухучет ведется на основании первичных учетных документов.
Данные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм. Таким образом, у работодателя, в том числе у иностранной компании, существует законодательно закрепленная обязанность по применению унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Отказ от использования этих форм является нарушением законодательства о бухгалтерском учете, а не трудового.
Следует помнить, что кадровые документы — это основа для начисления определенных выплат работникам, следовательно, и для расчета налогов. Поэтому отсутствие надлежаще оформленного приказа или платежной ведомости может быть расценено как нарушение правил ведения бухгалтерского учета и основание для привлечения к ответственности главы представительства/директора филиала и главного бухгалтера. Прежде всего, имеется ввиду налоговая ответственность – ст. 120 НК, возможно привлечение и к административной – ст. 15.11 КоАП.
2. Дополнительные кадровые документы
Ко второй группе кадровых документов относятся дополнительные. Их наличие в организации не обязательно, однако эти документы помогают урегулировать важнейшие вопросы трудовых отношений, связанные с оплатой труда, премированием, коммерческой тайной. Если такие документы утверждены в представительстве/филиале иностранной компании, они становятся обязательными для всех работников структурного подразделения.
Особый интерес для иностранных компаний представляет Положение о коммерческой тайне. Данный документ устанавливает режим коммерческой тайны в отношении информации, порядок обращения, использования и охраны информации, составляющей коммерческую тайну. Он необходим, если в трудовых договорах с работниками работодатель (иностранная компания) предусмотрел обязанность по охране коммерческой тайны, что на практике встречается достаточно часто.
При отсутствии такого документа привлечение работника к ответственности за нарушение коммерческой тайны, тем более увольнение в соответствии с п.п. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ, может быть успешно оспорено им в суде. В случае оспаривания работником увольнения по указанному основанию работодатель должен представить доказательства, свидетельствующие о том, что разглашенные работником сведения по закону относятся к коммерческой тайне, стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать их (п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Наличие положения о коммерческой тайне снимает все вопросы, связанные с собиранием таких доказательств. Данное положение представляет собой локальный нормативный акт, распространяющийся на всех работников организации. Работники, в том числе вновь принимаемые, знакомятся с документом под роспись, и с этого момента на них возлагается обязанность соблюдать коммерческую тайну. Если в положении четко обозначен круг информации, составляющий коммерческую тайну, у работодателя не возникнет проблем с определением наличия самого факта нарушения.
Кроме вышеперечисленного, работодатель должен закрепить на бумаге свою политику в области обработки и защиты персональных данных работников п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ; п. 8 ст. 86, статьи 87, 88 ТК РФ. Удобнее это сделать в одном локальном нормативном акте, который должен быть утвержден приказом и может именоваться как угодно, чаще всего — Положением о персональных данных. Согласие на обработку персональных данных требуется практически во всех случаях, когда гражданин предоставляет юридическому лицу такую информацию о себе как паспортные данные (ФИО, дата рождения, адрес регистрации, семейное положение и др.), сведения об образовании, месте работы и т.п. В первую очередь такое согласие необходимо получить работодателю при приеме гражданина на работу.
Как и любое другое направление деятельности, работа кадровой службы обязательно документируется. Составление, оформление документов, работа с ними и хранение регламентированы законодательными и нормативно-правовыми актами, выполнение которых обязательно для любой кадровой службы вне зависимости от ее размеров и статуса организации.