Особенности пребывания и привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан в ЗАТО
На сегодняшний момент на территории РФ располагается свыше 40 закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), где порядка полутора миллионов человек решают необходимые стратегические задачи нашей страны.
В данной статье мы бы хотели рассмотреть некоторые аспекты, связанные с пребыванием и осуществлением трудовой деятельности иностранных граждан на регламентированных территориях РФ.
Так, постановлением Правительства РФ от 04.07.1992 N 470 утвержден перечень территорий РФ с регламентированным посещением иностранных граждан. Въезд иностранных граждан на обозначенные территории должен быть согласован принимающими организациями с Федеральной службой безопасности РФ, ее территориальными подразделениями.
Иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ в соответствии с Конституцией и законами РФ и международными договорами РФ. Между тем, наличие «закрытых территорий» ЗАТО, предполагает наличие особого порядка режима пребывания и передвижения в пределах РФ.
В качестве закрытого административно-территориального образования признается имеющее органы самоуправления административно-территориальное образование, которое создано в порядке, предусмотренном ст. 2 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", для обеспечения безопасности функционирования располагающихся в пределах его территории организаций, осуществляющих изготовление, разработку, утилизацию и хранение оружия массового поражения, переработку радиоактивных и иных представляющих высокую опасность техногенного характера материалов и веществ, военных и других объектов, для которых в целях обеспечения безопасности государства и обороны страны установлен особый режим охраны государственной тайны и безопасного функционирования, включающий специальные условия проживания и передвижения граждан.
Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 754 был утвержден перечень территорий, объектов и организаций, для въезда на которые иностранным гражданам необходимо получение специального разрешения. К ним относятся:
- территории закрытых административно-территориальных образований;
- территории с регламентированным посещением для иностранных граждан;
- территории, на которых введено военное или чрезвычайное положение;
- территории, на которых в случае опасности распространения массовых неинфекционных и инфекционных заболеваний и отравлений людей были введены особые условия, а также режим пребывания;
- территории закрытых военных городков;
- территории (объекты), в пределах которых введен режим контртеррористической операции;
- зоны экологического бедствия;
- пограничные зоны;
- организации и объекты Вооруженных Сил РФ, иных войск и воинских формирований;
- объекты, на которых размещаются органы государственной власти и другие органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием составляющих государственную тайну сведений;
- другие территории, объекты и организации, для посещения которых требуется специальное разрешение российским гражданам.
Например, в Московской области существует три такие регламентированные территории. Помимо Балашихи, это город Одинцово и Железнодорожный. Если на остальной территории Подмосковья иностранные граждане имеют право нахождения без осуществления постановки на миграционный учет до 7 рабочих дней (если иное не предусмотрено иными законодательными актами), то для того, чтобы легально въехать в вышеуказанные города, требуется пройти процедуру специального согласования.
Если иностранный гражданин осуществляет визит к частному лицу, то согласование его въезда происходит непосредственно через соответствующий отдел ОУВМ МВД. В этих целях частному лицу, являющемуся принимающей стороной, необходимо заполнить бланк определенного образца, который после будет направлен в Службу регистрации архивных фондов (СРАФ) ФСБ по Москве и Московской области. Получив согласование из данной службы, иностранный гражданин получает право въехать в ЗАТО, а принимающая сторона — ставить его на миграционный учет. За данную процедуру не взимается госпошлина или какая-либо другая плата. Как правило, согласованный срок пребывания не превышает одного года.
Если же в качестве принимающей стороны будет выступать юридическое лицо, процедуру согласования оно будет проходить самостоятельно. Такой организации необходимо направить письмо на имя начальника СРАФ ФСБ по Москве и Московской области, предоставить пакет документов, которыми подтверждается, что данная организация в действительности находится на регламентированной территории. Помимо этого, должен быть предоставлен список иностранных граждан, которых организация намеревается пригласить.
Когда согласие будет получено, организация вправе принять приезжих и поставить на миграционный учет.
Если принимающей стороной, частным лицом, будет отправлено уведомление о постановке на миграционный учет приехавшего к нему иностранного гражданина с черты города, не получив согласования с органами ФСБ, он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение процедуры. Минимальный штраф в указанном случае составит две тысячи рублей.
Подобные нарушения на практике встречаются, однако, как заверяют сотрудники органов ФСБ, это происходит нечасто. Как правило, организации и жители осведомлены о том, что территория района их проживания и деятельности регламентирована.
Ежегодно на территорию Балашихинского района въезжают около 3 тысяч иностранных граждан по приглашению частных лиц и около полутора тысяч — по приглашению юридических лиц, привлекающих их к трудовой деятельности. Особый режим пребывания значительно снижает потоки иностранных граждан, применительно к указанным территориям Московской области, в два-три раза в сравнении с обычными территориями.
С другой же стороны, статус регламентированности территорий увеличивает объем делопроизводства в управлении по вопросам миграции. Потому как, если иностранный гражданин ставится на учет в обычном порядке, то принимающей стороне надлежит совершить визит в управление один раз, соответственно, документы ею заполняются также один раз. Но поскольку для въезда иностранного гражданина на регламентированную территорию требуется согласование с ФСБ, то принимающей стороне в управление по вопросам миграции приходится нанести два визита. Сначала — в целях подачи необходимых документов в ФСБ, а после — для постановки иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания.
Как правило, компетентными органами ЗАТО утверждаются инструкции о порядке въезда иностранных граждан в закрытое административно-территориальное образование, посредством которых устанавливается порядок оформления документов, их согласования и принятия решений для въезда иностранных граждан в контролируемую зону закрытого административно-территориального образования.
К примеру, в Чукотском автономном округе принято Соглашение о взаимодействии между Правительством ЧАО, Управлением ФСБ РФ по Чукотскому автономному округу, Службой в г. Анадыре СВПУ береговой охраны ФСБ РФ и управлением по вопросам миграции МВД РФ по Чукотскому автономному округу, которое установило механизмы организации взаимодействия и проведения совместных действий сторонами, указанными в Соглашении, при проведении мероприятий, связанных с согласованием въезда иностранных граждан на территорию ЧАО.
Физические и юридические лица, приглашающие иностранных граждан, не позднее чем за 30 дней до даты предполагаемого въезда их в ЧАО, подают заявление на имя Губернатора о согласовании въезда иностранного гражданина на территорию Чукотского автономного округа по предусмотренной форме в Аппарат Губернатора и Правительства Чукотского автономного округа.
После поступления в Аппарат Губернатора и Правительства ЧАО ходатайства на имя Губернатора о согласовании въезда иностранного гражданина на территорию автономного округа, Отдел международных связей Аппарата Губернатора и Правительства ЧАО производит необходимое согласование с Управлением ФСБ РФ по Чукотскому автономному округу, Службой в г. Анадыре СВПУ береговой охраны ФСБ РФ и управлением по вопросам миграции МВД РФ по Чукотскому автономному округу.
Если на территории закрытого административно-территориального образования будут выявлены иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании трудового договора и находящиеся на данной территории без соответствующего согласования с органами ФСБ РФ, то организация-работодатель подлежит привлечению к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере от 400 000 до 500 000 рублей.
При выявлении на территории закрытого административно-территориального образования иностранного гражданина, не получившего специального разрешения на въезд в данное ЗАТО, он подлежит привлечению к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового; либо правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, влекущего наложение административного штрафа в размере от 5 тысяч до 7 тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.
Обращаем ваше внимание на то, что в случае привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан в организации, расположенные на территории ЗАТО, работодатель должен заблаговременно, до момента обращения за оформлением документов, необходимых для осуществления трудовой деятельности и заключения договора, обратиться в ФСБ РФ для получения согласования.
Законодательством не предусмотрено наличие такого документа у иностранного гражданина при себе, однако мы рекомендуем вместе с оригиналами обязательных документов иметь и копию согласования ФСБ.